English

Тайная миссия "ТАТУ"

Время публикации: 05.02.2003
В конце прошлой недели русская группа "Тату" заняла первую строчку в британском хит-параде. Был покорен, как это формулировалось в русскоязычной прессе, второй рынок в мире. Не за горами, видимо, первый - медленно, но верно их альбом поднимается в американских чартах вверх, к итоговому пьедесталу. Говорят, залогом успеха стала порнография.

И действительно, в творчестве группы "Тату" содержится несомненный порнографический намек. Имиджевые стратегии группы "Тату" также имеют в виду несомненную отсылку к порнографии. А продюсер группы Иван Шаповалов, будучи детским психиатром и политтехнологом (базовые специальности), бесстыдно и расчетливо пользуется некими запретными технологиями, которыми в иных обстоятельствах лечат душевные травмы и соблазняют электорат.

Порнография вещь сугубо технологичная, так что специалист Шаповалов профиля, по сути, не менял. Проект "Тату" составлен по всем правилам подобных проектов - нет смысла их перечислять, укажем лишь на следующую гениальную придумку. Продюсер свел воедино и специфицировал несколько популярных бизнес-схем: "девчачья группа", "лесби-группа", "teen-группа", - получив на выходе Юлю Волкову и Лену Катину, поющих в московском клубе "Парк Авеню Диско", провоцирующих среди тамошних студентов масштабную оргию и остающихся при этом в стороне.

Устный отчет об оргии вывешен в где-то интернете, что касается фотографий - заветные фотографии "Тату" уже востребованы больше, чем даже Анна Курникова и Бритни Спирс.

На этом, впрочем, порнография заканчивается, и начинается психология, которую Шаповалов также, без сомнения, учел. "Тату" называли "лолитами", но это сравнение по ряду причин корректным не представляется. Во-первых, Лолита всегда одна - в этом источник ее стервозности и одновременно притяжения; во-вторых, она паразитически несамостоятельна, тогда как "Тату" замкнуты на себя и в этом качестве являются самодостаточным целым.

Если бы их было, скажем, трое, у каждого из нас появился бы шанс протиснуться четвертым, а это бы меняло всю концепцию. Но дело в том, что "Тату" - в отличие, скажем, от Кристины Агилеры - к внешнему разврату не готовы и для него, скорее всего, не предназначены. Мы можем основываться только на собственных ощущениях, но они по необходимости таковы: "Тату" функционируют в образе живой недосягаемой абстракции, им, в сущности, наплевать на нас. А это отменяет главные принципы порнографии - наглядность, дидактичность, взаимообмен. И уж скорее мы в зале демонстрируем им непристойности (см. выше), чем они нам.

Поэтому обвинения в пропаганде педофилии, которые раздаются в адрес "Тату" на Западе, к общественной нравственности не имеют ровным счетом никакого отношения. К чему же тогда они имеют отношение? Здесь стоит принять во внимание пресловутое "покорение рынка", которое является событием прежде всего экономическим и должно быть понято в качестве такового.

Интересно, что насчет педофилии британские журналисты и правозащитники озаботились в преддверии того, как русские возглавили рейтинг. А нужно знать, что педофилия не только запрещена на Западе законодательно, но к тому же еще и остро осуждается общественным мнением (мы помним некрасивый скандал с лидером The Who Питером Тауншендом, который в психоаналитических, как заявлял, целях просматривал подростковые порносайты). Педофилия - настолько страшное сегодня явление, что ее боится осваивать даже хваленый европейский арт-хаус. Таким образом, именно педофилии более всего лишены сегодня европейский обыватель, продюсер и музыкант.

Так что Россию фактически обвинили в демпинге. И с этой стороны вероятные судебные иски в адрес продюсера "Тату", который заявлял же в одном интервью, что на съемках клипа заставлял Олю Волкову достоверно мастурбировать в ванной, - призваны послужить заградительной мерой.

Британский шоу-бизнес называют консервативным, что в данном случае означает его ориентацию на экспорт культурных ценностей и невосприимчивость к импорту. Ясно, что в этих условиях англо-саксонские группы получили в лице "Тату" особенно неприятного конкурента. Прогнозируют, впрочем, что триумф "Тату" все равно неизбежен, поскольку российское предложение для Запада уникально.

Осталось выяснить, в чем же оно заключается. Кроме очередного подтверждения того факта, что Россия традиционно экспортирует женские образы, так как наши мужские считаются на Западе непрезентабельными. Что мужское на голливудско-мифологическом языке означает на самом деле сильное и правильное, а женское, не обладая структурными свойствами, вовсе ничего не означает (следовательно, задаче репрезентации России остальному миру послужить не может). А русская красавица Оксана Федорова выиграла в том году конкурс "Мисс Вселенная", но потом ушла со скандалом - связавшись, как поговаривают, с каким-то питерским бандитом.

Так в чем же на самом деле состоит миссия "Тату" на данном жизненном этапе? А вот только в этом - как известно, в мир большого шоу-бизнеса "Тату" шагнули песней "Я сошла с ума". И влюбленный Запад эту теорию, похоже, с удовольствием принял.

05.02.03
Николай Журавлев
politcom.ru
Вернуться в раздел "Пресса"