English

«Тату»: Мадонна на первом месте? ПОКА на первом!

Время публикации: 23.01.2003
Как-то вдруг всем стало ясно, что «Тату» — это серьезно. Даже конкуренты отдают должное. Алексей Макаревич, продюсер группы «Лицей»: «Тату» — это лучший проект, который появился в России за последнее десятилетие.Все — от подбора персонажей до создания образа(я сейчас не комментирую, хорош ли образ сам по себе или плох, но он абсолютно точно работает) — просто великолепно. И сами девчонки обалденные, они мне просто безумно нравятся!» Жанна Фриске, группа «Блестящие»: «Приятно осознавать, что кто-то из наших пробился на Запад. Мы не считаем, что девочки покорили Европу исключительно своей эпатажностью. «Тату» — это неплохо сделанная музыка, интересные клипы».

После нового года «Тату» задержались в Москве: работают над новым альбомом. На просьбу «Собеседника» о встрече высказали встречную: дать почитать, что я уже написала. Прочитав, назначили место и время, предупредив, что его будет мало. Разговор начался с опровержений.

А может, мы бисексуалки?

Юля: Вот вы пишете, что я должна покинуть группу. На самом деле это все не так, зрение у меня стопроцентное: и сейчас, и всегда было...
Лена: Со зрением у меня проблемы.
Юля: А с голосом да, есть у меня небольшие проблемы, но это не приводит к тому, что я покидаю группу. Скоро мы начнем записывать альбом, и все будет хорошо!
— А Шаповалов все-таки невесту ищет или кого?
Лена: Наверное, невесту. Этого мы не знаем.
— Вот так и появляются слухи. Может, вообще вы все их и распускаете?
Юля: Я что, хожу щурю глаза, чтобы все говорили, что я слепая? Продюсеру тем более не надо, чтобы о нас было много слухов. Зачем? Это все журналисты.
Лена: Мы вообще не хотим, чтобы о нас очень много говорили и писали.
Юля: Нет, пусть пишут, нам как-то абсолютно все равно.
— Многие считают, что такой музыки, как ваша, на Западе навалом, а внимание вы привлекли именно своим образом.
Юля: Наоборот, скорее всего музыкой. Как раз таки наша музыка российская, русская аранжировка отличается от их. Там абсолютно другая аранжировка, абсолютно другой стиль, абсолютно другие инструменты, а когда они услышали наше... В общем, в первую очередь, конечно, музыка.
Лена: И там нам все говорят, что мы абсолютно какие-то другие — именно в музыкальном плане.
— Значит, вас коробит, когда «Тату» называют «дуэтом русских лесбиянок»?
Юля: Как только не называют: дуэт маленьких лесбиянок, развращенных лесбиянок... А-а, какая нам разница! Откуда вообще кто взял, что мы лесбиянки?
Лена: Даже мы сами пока не знаем, кто мы!
Юля: Да пусть называют, Господи! Нам как-то абсолютно все равно... Может, мы бисексуалки, откуда кто знает? Или еще говорят: им сказали быть такими. Что значит: нам сказали? Может, мы сами так захотели?
— Это значит, что у вас есть продюсер и, возможно, диктатор.
Юля: У нас очень хорошие отношения с продюсером. Он для нас друг, человек, который нам помогает, он нас никогда не будет эксплуатировать. Никогда не будет такого, что сказал — и все беспрекословно всё сделали. Мы все всегда решаем вместе.
— Когда вы на сцене, кайф от этого получаете? Или это тяжкий труд?
Лена: Конечно! Если бы мы не получали кайф, мы бы сюда и не полезли. Каждый должен быть на своем месте — наше место на сцене... Пока. Если нам захочется через 5 лет чего-нибудь другого, мы сделаем что-нибудь другое. Вот Юлька, например, хочет быть режиссером в дальнейшем, продюсером. Будет меня продюсировать. Ха-ха.
— Так все-таки: будет следующий альбом?
Юля: Услышите. И там будет совсем все противоположное, непохожее на первый. Но шокированы все будут так же глубоко, как от первого альбома, от первого клипа!
Лена: И еще: что касается России. Мы всегда останемся российскими звездами, мы не собираемся никуда передвигаться насовсем. Да, мы хотим быть известными и популярными в США и Европе, не только в Восточной, но еще и в Западной, но это совсем не значит, что мы будем только на Западе, а про Россию забудем. На первом месте всегда, конечно, родина!
Юля: И с российскими звездами я, по крайней мере, охотно общаюсь — мне нравится поддерживать с ними контакты, отношения. Быть своей в этом кругу.
Лена: Когда нас на Западе называют «ти эй ти ю», мы говорим: нет, мы «Тату»!
Юля: Да, мы только «Тату».

И вот когда все вдруг поняли, что «Тату» — это серьезно, пошли разговоры: группа распадается. Мол, Юля Волкова вынуждена покинуть коллектив «по болезни»: из-за проблем то ли с голосом, то ли со зрением. Возможно, слухи эти вызваны тем, что на проходившем в ноябре в Таллине фестивале «Pop Market 2002» выступала одна Лена Катина. А на официальном сайте дуэта светится загадочное и привлекательное объявление: «Продюсер «Тату» Иван Шаповалов ищет невесту». И это в то время, когда в мировых чартах продаж сингл «All the things she said» (английская версия «Я сошла с ума») занимал: в Швейцарии и Италии — первое место, в Швеции и Голландии — второе, Норвегии, Бельгии, Финляндии и Греции — третье. И даже до Южной Африки «Тату» добрались — там их сингл на седьмом месте. А вот в США «дуэт русских лесбиянок» (цитата, одно из самых расхожих определений. — Авт.) находится на восьмом месте в общем чарте продаж синглов. Это притом что Кристина Агилера со своим не менее эпатажным синглом «Dirty» не вошла даже в 30 лучших. Ну, а на вершине — Мадонна. «Пока», как написано на официальном сайте «Тату». Смелое заявление.
А ведь каких-то два года назад сценарист, режиссер и будущий продюсер Иван Шаповалов вряд ли мог предвидеть подобный успех. По его словам, первоначально, когда только появилась идея дебютной песни «Я сошла с ума», группу хотели назвать «ОРЗ», чтобы подчеркнуть «ненормальность» новоявленного дуэта. Но потом название поменяли на «Тату», а «ненормальностью» стало позиционирование участниц коллектива как двух несовершеннолетних девочек-лесбиянок.
Первый клип группы на песню «Я сошла с ума» не мог не привлечь всеобщего внимания — забор, отделяющий двух осмелившихся полюбить друг друга девочек от осуждающей их толпы и откровенный поцелуй сделали свое дело: телевизионная ротация видеоклипа по общественному резонансу была сопоставима с громким политическим скандалом. А бескомпромиссный текст песни и качественная музыка обеспечили первому хиту дуэта успех на радио всех форматов. Было это осенью 2000 года. Целых полгода группа держалась на одном хите, и интерес к ней не ослабевал. Наконец весной 2001-го «Тату» выпустили вторую композицию — «Нас не догонят». Тема все та же: две юные и любящие друг друга девочки убегают от непонимания и осуждения толпы. Успех тот же. А уже в мае 2001 года группа подписала контракт с компанией Universal Music Russia — российским отделением мирового лидера в области шоубизнеса компании Universal. И пять дней спустя вышел дебютный альбом «Тату» «200 по встречной».
В общем, восхождение «татушек» на вершину музыкального олимпа стало стремительным, и догнать девушек было сложно. Впрочем, никто и не пытался. Все поняли: Шаповалов успел занять пустовавшую до той поры нишу в отечественном шоубизнесе. Ну, не было еще на нашей эстраде откровенно лесбийского дуэта. И вокальные, и внешние данные солисток Лены Катиной и Юли Волковой здесь ни при чем.
Вот что говорит по этому поводу продюсер «Сливoк», «Отпетых мошенников» и Smash!! Евгений Орлов: «Та ниша, которую они заняли, на Западе была не занята, потому что там есть определенные законы и потому что просто их воспитание и нравственность не позволяют им спекулировать на такой теме — педофилии и детского лесбиянства. А поскольку это пришло из России (только у нас мог возникнуть такой дуэт), то вроде как и можно на этом зарабатывать. Иван Шаповалов — хороший рекламный, креативный менеджер. А музыки, как у «Тату», там навалом, ничего сверхъестественного в ней нет. Зацепила их только вышеупомянутая тема, больше ничего».
Лена и Юля, видимо, хорошо усвоили преподанный продюсером урок: при каждом удобном случае демонстрировали свою «влюбленность», отрабатывая свой эпатирующий имидж. Усилению ажиотажа вокруг нетрадиционного дуэта способствовало также и то, что продюсер коллектива категорически отказывал журналистам в интервью с его подопечными. Поэтому народ долго сплетничал и обсуждал: лесбиянки — не лесбиянки?
На мой вопрос, чем вызвано это его упорное молчание, Шаповалов ответил: «Когда появился проект «Тату», отношение к нему, по моим ощущениям, вначале было не соответствующим тому, как я себе это представлял. Журналисты не так понимали ценность проекта, как понимал ее я. Интервью для них было лишь способом удовлетворить любопытство. Мне это неинтересно, да и девочкам тоже... Понимаете, разговаривать легче, когда проект показал уже что-то. А когда все говорят: мол, проект одного хита — помните?.. И после таких разговоров что-то доказывать, оправдываться — не хочется. Зачем?»
Теперь, на волне успеха, разговаривать им, безусловно, легче. Но вот парадокс: не желая придумывать для России новой сенсации (лишь летом российскому зрителю был продемонстрирован клип на песню «Простые движения», идея которого заключается в том, что девочки поссорились, и в то время как одна из них ждет подружку в кафе, вторая, сидя в ванной, занимается мастурбацией), а начав продвижение за пределы родины, «Тату» снова завоевали интерес российского слушателя, поразив его ум и чувства сенсационным «Наши завоевали мир!» И против этого, конечно, не попрешь. Вот только как бы не случилось так, что «Тату» совсем зазнаются и окончательно переберутся куда-нибудь от нас подальше. И о том, что родина скандального дуэта — Россия, все и думать забудут. Один шаг в этом направлении уже сделан — «Тату» ведь теперь вовсе и не «Тату», а «t.A.T.u.»... Что ж, флаг им в руки. Желательно бело-сине-красный — российский.

Ядвига Дмуховская.
Еженедельник Собеседник
23.01.2003

Вернуться в раздел "Пресса"