Короткие юбочки, рубашки с галстучками, гольфы — рабочая одежда Юли Волковой и Лены Катиной из дуэта «Тату». Уже два года они наряжаются в свой фирменный наряд сексуальных школьниц, чтобы вновь и вновь изображать влюбленных друг в дружку маленьких девочек, сюсюкать и прикидываться дурочками. Они давно выросли из придуманного имиджа, но именно он принес группе российскую и мировую известность, именно на него клюнули западные продюсеры. Девушки стали заложницами вечной любви и вечной подростковости. Им нельзя менять прически, носить «взрослую» одежду и делать «взрослый» макияж. Сейчас Волковой 17, а Катиной 18 лет, но они должны выглядеть и вести себя, как пятнадцатилетние. По крайней мере ближайшие пару лет.
Все сошли с ума
Две юные целующиеся девицы стали скандальной сенсацией 2000 года, а песня «Я сошла с ума» после выпуска видеоклипа — одним из главных русских хитов. «Тату» не стремились быть оригинальными в своей музыке: обычная танцевальная попса, простенькая электронная аранжировка. Никто бы и не запомнил эту группу, если бы не слова: одна девушка очень сильно хотела другую. Потом оказалось, что обе еще несовершеннолетние. Дальше образ не по-детски страстно влюбленных девочек разрабатывался четко и последовательно. Газеты и журналы регулярно получали поводы для скандальных публикаций. Пресса обсуждала то гостиничный номер с двуспальной кроватью, который забронировали девочкам для гастролей, то мастурбацию в клипе «Простые движения», то желание подружек отправиться в Амстердам, чтобы там вступить в законный брак, то заявление, что на самом деле они не лесбиянки, а самые обыкновенные натуралки.
Обычный девичий поп-дуэт не наделал бы столько шуму. Их было множество, но почему-то никому не приходило в голову связать артисток романтическими или сексуальными отношения. «Тату» быстро переросли масштаб обычной популярной группы. Стремительно распространилась новая мода. Девочки в московских школах стали одеваться под «Тату» и вести себя, как они.
Достижения группы в России, а потом в Восточной Европе заинтересовали западных продюсеров. Они оценили коммерческие возможности дуэта влюбленных девочек после того, как первый альбом группы «200 по встречной» вошел в хит-парады Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Украины и стран Балтии. В итоге пластинка стала в Европе платиновой, то есть разошлась тиражом больше миллиона экземпляров. Такого результата не добивалась ни одна российская группа.
Контракт с компанией Universal и запись альбома на английском позволили «Тату» развить успешное наступление на Запад. Теперь им покорились уже американские чарты. Масштаб раскрутки «Тату» для российской группы невероятен. Осенью они объехали с концертами всю Европу и Америку. Во время американского тура Лена с Юлей дали интервью крупнейшим журналам и телеканалам.
Пока «Тату» работали на западный рынок, про Россию они словно забыли. Но беспокоиться было не о чем. Ажиотаж в Европе и Америке возродил интерес к группе на родине. Из обычного попсового проекта «Тату» превращаются в национальное достижение. И чтобы оценить этот феномен, потребуется мнение уже не музыкального критика, а продюсера, психолога и специалиста по PR-технологиям.
Продюсер: любовь и деньги
Продюсер «Тату» Иван Шаповалов утверждает, что главная и единственная причина успеха группы — это любовь. Мол, реклама и грамотная маркетинговая стратегия — вещи второстепенные, они не смогли бы раскрутить такой проект. Группу вообще лучше не рекламировать, ее надо любить, настаивает Шаповалов. Другие его высказывания о собственных подопечных отличается примерно такой же глубиной и оригинальностью: «Тату» — это другой градус искренности в поп-культуре, группа заставила людей задавать себе вопросы, которые они раньше не задавали».
Впрочем, теперь о своей продюсерской стратегии он предпочитает не распространяться. Его больше занимают размышления «о главном». Это раньше он рассказывал, как, создавая «Тату», определил, в частности, с помощью порносайтов, насколько высок спрос на подростковую сексуальность, и понял, какая ниша в российском шоу-бизнесе оказалась не занятой. Сейчас Шаповалов склонен объяснять исключительную популярность «Тату» иррациональными причинами: «Расчет не работает, в этой жизни он разбивается о чувства». Два года назад он, оказывается, стремился не просто ошарашить публику, но сказать что-то новое. То есть никакой особой технологии раскрутки вроде как не было.
Именно «дефицит искренних чувств» в мировом шоу-бизнесе, по мнению продюсера, помог «Тату» заполучить контракт с американцами. Но результатом Шаповалов все равно недоволен: «Группа, к сожалению, попала в машину мирового шоу-бизнеса. Но там, где больше денег, остается меньше любви. Возникает риск, что «Тату» перестанет расти и умрет».
Психолог: ловушки и образцы
Возможно, расчет Ивана Шаповалова оказался верным благодаря его профессиональным навыкам: прежде чем стать продюсером, он учился на детского психолога, а потом занимался рекламой и политическим пиаром. Психолог Сергей Степанов из Высшей школы экономики полагает, что сценический образ «Тату» построен на психологических ловушках.
Первая — это «ловушка оригинальности». Массовое сознание всегда реагирует на нечто неожиданное, выламывающееся из стереотипов. В данном случае придуман сюжет про маленьких девочек, имитирующих «взрослые отношения», причем такие, которые и у взрослых не считаются нормой. Поэтому «Тату» задевает и подростков, и их родителей: первые видят, что запретное можно делать у всех на виду, вторые возмущаются и протестуют. Следующая ловушка — эксплуатация сексуальной темы. Она работала и работает во все времена. Но сейчас ее используют более прямолинейно и агрессивно. Ловушка номер три — интрига. В истории «Тату» всегда что-то остается недоговоренным. Поэтому публика и журналисты хотят полной ясности и часто донимают девочек вопросами, до какой степени близости они дошли.
Если маленькие дети полностью включены в мир взрослых и стараются подражать именно им, то подростки создают собственный мир, свое внутреннее психологическое пространство, поэтому для них важнее подражать ровесникам. Выстраивая свою систему интимных отношений, они должны самоутвердиться перед взрослыми. И лучший способ — взорвать их консервативные взгляды. Кумиры молодежи, как правило, асоциальны, и бунтарство в любом виде — обязательная часть их идеологии. Шоу-бизнес в этой ситуации делает бунтарскую энергию безопасной.
Пиарщик: случайность и расчет
Специалист по PR-технологиям Игорь Писарский, председатель совета директоров агентства «Р.И.М. Портер Новелли» , считает, что в успехе «Тату» нет ничего особенного, просто были правильно использованы . те самые приемы, которые обычно используются для раскрутки такого рода проектов: «Если нужно сделать популярной какую-либо персону, прежде всего следует выявить целевую аудиторию и понять ее ожидания. А потом трансформировать данную персону в соответствии с этими ожиданиями». Шаповалов мог лепить из двух школьниц все что угодно. Тем не менее Писарский считает, что попадание «Тату» в цель было скорее всего случайным, а не просчитанным: «Никто не думал, что продукт, ориентированный на некоторую часть молодежи, перерастет свою целевую группу». «Поскольку любовь — их главный товар, она должна быть качественной, то есть искренней», — уверен Писарский.
Миф исчезнет, если девочки-нимфетки превратятся в обычных девушек, которых посадят в «мерседесы» и будут тайком фотографировать, как они проводят время с любовниками-миллионерами. Чтобы продаваться, «Тату» должны оставаться инфантильными школьницами, разыгрывающими искренние чувства.
18.12.02
Тихон Романов
Ежедневный журнал |