English

"Тату" в "Гауди Арене"

Время публикации: 31.10.2005
В Москве в клубе "Гауди Арена" был представлен новый альбом группы "Тату" БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ думал не столько о выступавших Юле Волковой и Лене Катиной, сколько о том, возможна ли такая авантюра, как "Тату", в сегодняшнем, поделенном продюсерскими и медийными кланами русском шоу-бизнесе.

На группе "Тату" за время, прошедшее после выхода их первого альбома "200 км/ч по встречной", многие успели поставить крест. Материал диска был выжат промо-структурами до последней капли, Иван Шаповалов в прошлом году попытался сделать из записи новой пластинки реалити-шоу, но закончилось это все ссорой певиц с продюсером. Когда появились сообщения о том, что второй альбом все же записывается, особых надежд никто не питал. Ясно было, что у девушек есть обязательства перед мейджор-лейблом Universal, однако поверить в то, что русский дуэт сможет поставить мир на уши вторично, было нелегко. Но вот факты. К моменту релиза альбома "Люди-инвалиды" в России его англоязычный аналог "Dangerous And Moving" успел стать "золотым" (было продано 100 тыс. экземпляров), занять второе место по продажам международного репертуара в Японии и второе место в чарте продаж в Мексике. Новый материал "Тату" укрепился в топ-10 ряда скандинавских стран, а также в Германии и Франции. К 28 октября, дате полноценной презентации в Москве, согласно отчетам Universal об официальных продажах, альбом стал "золотым" и в России, как в русскоязычной, так и в международной версии. Это успех, сравнимый с самыми горячими артистами местного рынка – группой "Звери" или Веркой Сердючкой.

Анонсы презентации альбома "Люди-инвалиды"/"Dangerous And Moving" появились всего за несколько дней до события, однако ажиотаж в "Гауди Арене" все же случился. "Тату" пели недолго, но происходящее на сцене поразило – прежде всего качеством работы сопровождающего Юлю Волкову и Лену Катину аккомпанирующего трио. Главная роль отведена австралийскому гитаристу Трою Маккьюбену, имя этого джентльмена средних лет мало что скажет российскому слушателю, однако на Западе он скромно, но стабильно фигурирует в разнообразных гитарных рейтингах. С ним работают Роман Ратей из Словении и немец Свен Мартин. Все вместе они организуют плотную волну современного энергичного поп-саунда, группирующегося вокруг гитарного рева и синтезаторного рокота. Помимо самого первого хита "Я сошла с ума" самую непосредственную реакцию публики вызвали песни "Loves Me Not" и "All About Us", это номера, способные раскачать не то что клуб на тысячу человек – большой фестиваль. В песне "Люди-инвалиды" господин Маккьюбен парой аккордов намекнул на то, что, если надо будет, группа легко переориентируется на совсем боевое гитарное звучание.

Впрочем, Елена и Юлия легко справляются с проблемами типа неработающих ушных мониторов и достаточно профессионально поют вживую. Самое удивительное, что в работе самих девушек, несмотря на многие месяцы, проведенные в горниле "фирменного" шоу-бизнеса, не добавилось ни артистизма, ни дисциплинированности. Они до сих пор часто не знают, куда себя девать на сцене, до сих пор могут позволить себе говорить в микрофоны одновременно, и в их улыбках старшеклассниц до сих пор иногда читается: "Смотри-ка, а этим лохам, похоже, и вправду нравится!"

Ощущение крупной "разводки" не покидает даже сейчас, когда "Тату" занимаются деятели шоу-индустрии с мировыми именами. Из оттягивающейся толпы на "Тату" взирал некогда главный креативщик проекта Иван Шаповалов. В его взгляде совсем не было заметно досады по поводу уплывшего из рук золотоносного дуэта. Судя по тому, с какой легкостью господин Шаповалов затевает все новые и новые странные предприятия, жалеть о чем-либо содеянном он вообще не привык. К тому же авторские от песен "Тату"– прекрасное подспорье в строительстве воздушных замков.

Весь проект "Тату" сегодня представляется неким абсурдным памятником временам ельцинского капитализма. Формально дело происходило уже в следующую эпоху, однако в "Тату", несомненно, бродил авантюрный дух 90-х. Молодые, никому не известные и не связанные ни с какими кланами и каналами продюсеры, клипмейкеры, поэты, композиторы, журналисты собираются в одном месте, придумывают штуку, которая становится главным музыкальным трендом в мире, и продают ее крупнейшей рекорд-компании. Молодые люди зарабатывают на всем этом сумасшедшие деньги и разбегаются в разные стороны, как будто ничего и не было. Несмотря на возраст двух главных фигуранток, "Тату" сегодня – ностальгическая история, настоящая "русская мечта". Повторить такое невозможно.

Борис Барабанов
КоммерсантЪ
31.10.2005
Вернуться в раздел "Пресса"