Не так давно все СМИ обошла информация о судебном процессе против модной группы “Тату”, инспирированном автором музыки “Я сошла с ума”, “Нас не догонят”, “Мальчик-гей” и других ее хитов - 19-летним Сергеем ГАЛОЯНОМ. Поводом для обращения в суд послужила стилизованная под криминальную хронику обложка альбома группы, где о нем говорилось как об этническом армянине, который подозревался в причастности к исчезновению членов группы Елены Катиной и Юлии Волковой. При ближайшем знакомстве с г-ном Галояном выяснилось, что это далеко не единственная его претензия к “Тату”.
- Все началось, когда мне было 17 лет, - поведал г-н Галоян. - Я играл на гитаре в альтернативной группе “Нойс”. И параллельно писал дома музыку на стареньком 486-м компьютере. Затем стал предлагать свой материал на разные студии, в том числе на студию Владимира Осинского. В это же самое время туда пришел продюсер “Тату” Иван Шаповалов, который пытался куда-нибудь пропихнуть свою группу. У них были две песни Александра Войтинского “Зачем я?” и “Досчитай до ста” в первоначальном, никому не нужном варианте. Осинский дал Шаповалову мой материал, и тот назначил мне встречу. Увидев перед собой прыщавого мальчика, Шаповалов, высокомерно дал мне первоначальный текст песни “Я сошла с ума”, от которых теперь остался только припев, и с пафосом сказал: “Мальчишка! Закоси мне, пожалуйста, под Бритни Спирс”. Мне не понравилось, что нужно под кого-то косить. Но я сделал два варианта аранжировки “Я сошла с ума”. В принципе, мы обговорили цены. Я надеялся получить по $1200 за каждую песню (всего для “Тату” я написал их пять). Поскольку на моем оборудовании работать было невозможно, летом мне купили компьютер за $1200 . И, видимо, решили, что больше мне ничего платить не нужно. Кроме того, я сделал кучу аранжировок, за что также ничего не получил. Мое имя даже не указали на обложке альбома.
Шаповалов потребовал, чтобы он был моим соавтором. Якобы, если его фамилия будет стоять рядом с моей, это поможет мне в дальнейшем как композитору. Я фактически сделал Ване карьеру. Кстати, композитор Александр Войтинский в итоге тоже отказался работать с Шаповаловым. Он человек уже в возрасте и сказал, что не хочет писать песни для лесбиянок. Сначала-то в “Тату” никакого лесбийства и близко не было. Первое время вообще была только одна солистка - Лена Катина. Потом уже к ней добавили Юлю Волкову. Войтинский переспал с ними обеими. И когда придумали эту лесбийскую фишку, он посчитал, что это слишком. Последней каплей для него стало то обстоятельство, что Шаповалов украл у него кусочек музыки и вставил в песню “Я сошла с ума”.
Когда я написал песню “Мальчик-гей”, Шаповалов опять дал мне контракт, по которому он числился соавтором. От безысходности я подписал его и сказал: “Ваня! Когда-нибудь мы будем разбираться с тобой в суде”. Шаповалов только посмеялся в ответ. После этого я больше с ним не созванивался и не виделся. Это был февраль 2001 года. Вскоре мои дела пошли в гору. Я нашел девочек-певиц для создания собственной группы. Нашел человека из фирмы “Техбункер” при Президенте России, который согласился финансировать мой проект. Мы подписали контракт на $150 000. Из этих денег я должен был получать 10 процентов как продюсер проекта и по $1500 за каждую мою песню. И в этот момент как раз вышел альбом “Тату”. Человек, что собирался меня финансировать, тут же сунул мне в лицо обложку их альбома: “Сережа! Здесь написано, что ты какой-то армянский бандит и чуть ли не террорист. Поэтому денег мы тебе не дадим. Может быть, все это и неправда, но, извини, мы дорожим своей репутацией”. Мне вручили письмо об официальном расторжении контракта. После этого я впал в депрессию. А в авторском агентстве НААП мне просто сказали: “Все! Ты больше не автор песен “Тату”! Видимо, они не хотели проблем с рекордс-компанией “Юниверсал”, которая выпускает “Тату”. Я понял, что надписью на обложке альбома Шаповалов отомстил мне за мое разоблачительное выступление на канале СТС в программе “Шоу-бизнес”, где я рассказал про все его махинации. В общем, мой мир был разбит. И тут на горизонте появился адвокат Вячеслав Шебицкий. Он взялся мне помочь за 50 процентов от выигранных денег. Мы написали иск в суд на продюсерскую фирму Шаповалова “Неформат”, а также на “Юниверсал Мьюзик” и на фирму “Мьюзик Трейд”, которая распространяет диски и кассеты “Тату”. Сопродюсер “Тату” Лена Кипер начала нас пугать: “Когда я работала на НТВ, я разорила крупнейшую табачную компанию. Вы тоже проиграете суд”. Моему адвокату пришлось хитроумно доказывать, что диски и кассеты “Тату” реализуются большими тиражами. В частности, он поехал в “Мьюзик Трейд” и заключил с ними фиктивный контракт на поставку 60 000 единиц аудиопродукции.
В итоге судья согласилась, что информация, опубликованная на обложке альбома без моего согласия, является порочащей, и удовлетворила почти все пункты иска. Единственное - мы требовали за моральный ущерб 500 000 рублей, а она присудила только 20 000.
- Останавливаться на достигнутом мы не намерены, - поделился планами адвокат г-на Галояна Вячеслав Щебицкий. - Вопреки закону ребятам назначили слишком мягкое наказание. Сейчас мы подаем в Мосгорсуд кассационную жалобу на решение суда первой инстанции. И после его пересмотра будем уже подавать иск по авторским правам.
К сожалению, узнать, что думает по поводу всего этого продюсер “Тату” Иван Шаповалов, оказалось невозможно. Сотрудники его офиса сообщили, что он уже несколько месяцев находится в командировке в США. Вместо него прокомментировать ситуацию взялась сопродюсер проекта Елена КИПЕР.
- Рассказы мальчика о том, как его развели и кинули, очень похожи на правду, - цинично призналась она. - В принципе, в шоу-бизнесе часто так делается. Но не в данном случае. У Ивана Шаповалова слишком большие амбиции. Их можно реализовать только при условии безукоризненной репутации. Вся работа оплачивалась им сполна. Шаповалов рискнул и доверил мальчику писать песни для проекта, под который брались в долг большие деньги. Обеспечил ему условия для работы, предоставив компьютер и маленькую домашнюю студию. При этом Галоян делал только эскизы песен. Они были очень грязные, с плохим звуком. Да и креатив песен - мелодии, гармонии – изначально давал ему Иван. Поэтому он вполне законно является соавтором. Наконец, сам Галоян добровольно подписывал с ним договора о передаче исключительных прав на песни. Разумеется, о вознаграждении в $1200 речь не шла. Галояну платили так, как платят всем аранжировщикам без имени и очень неплохо. Они с адвокатом уже основательно подмочили свою репутацию тем, что принесли какой-то липовый договор, который суд признал недействительным. Они хотят добиться запрета концертов “Тату”, а потом пытаться поймать нас на нарушении и требовать штраф. Что ж, будем, как в фильме “Бандитки”, несанкционированно выступать на крышах домов или прямо на улице. Это даже забавно…
Михаил Филимонов
www.eg.ru
14.11.2001 |