English

Хроника одной иллюзии

Время публикации: 19.01.2004
Телешоу «Тату» в Поднебесной» оказалось не столько развлечением, сколько экспериментом. Хотя первую серию и украсил скандал татушек с известным фотографом, для коммерческого продукта в ней оказалось слишком много неторопливых разговоров.

Итак, «татушки» добрались до поднебесья. Поднебесьем в данном случае стал 13-й этаж отеля «Пекин» – огромное пространство с дорическими колоннами и окнами, выходящими на три стороны света. Прежде здесь было то ли кафе, то ли какое-то гостиничное помещение. Теперь – полупустой зал с диванами и небольшой сценой. Здесь же – тон-студия и режиссерский пульт, куда сходится изображение с 24 камер, разбросанных по всей Поднебесной.

Микрофоны, вмонтированные в стены и потолки камеры наблюдения, большие телевизионные камеры с операторами в наушниках, провода, множество людей, то ли просто тусующихся, то ли выполняющих какую-то им одним понятную задачу, – налицо все признаки большой медийной студии и серьезности намерений тех, кто ее соорудил.

Юля и Лена, к которым короткое слово «Тату» прилепилось крепче, чем имена и фамилии, в данном случае оказались не только главными героинями пафосного проекта телеканала СТС и кинодокументалиста Виталия Манского, сколько информационным поводом, ньюсмейкерской уловкой. По крайней мере, первый эфир, в котором «татушки» появились в кадре на 47-й минуте, а на 53-й его уже покинули, продемонстрировал: шоу будет продолжаться при любых обстоятельствах и с любыми действующими лицами.

Проект «Тату» в Поднебесной» вполне вписывается в логику медийного суперпроекта, каковым изначально и был подростковый дуэт двух маленьких поющих Лолит. Их рождение, развитие, всемирная слава (к сегодняшнему дню по миру продано около семи миллионов дисков «Тату»; они побили даже старый битловский рекорд раскупаемости диска за первую неделю продаж), скандальность образа – все поверяется глобальной телевизионной публичностью.

«Тату» в течение двух месяцев на глазах у всей страны запишут альбом, куда войдут песни, сочиненные телезрителями.

Сейчас в офис СТС пришло уже порядка 10 тысяч писем с вариантами текстов и музыки. Предполагается, что претенденты на авторство, желающие приобщиться к всемирной славе татушек, будут приглашаться в Поднебесную студию – совершать, так сказать, паломническое восхождение к святыням.

В первой программе некоторые из них имели возможность показаться широкой публике. Это было похоже на телепрограмму «Знак качества» – гениальный продюсерский продукт творческой реализации бездарных людей с улицы, которые считают себя талантливыми и которые, собственно, и составляют большинство населения и большинство телеаудитории.

Центром первой программы стал короткий скандал «татушек» с известным фотохудожником Владимиром Клавихо.

Их совместная фотосессия так и не состоялась: девочки посчитали, что фотограф претендует на чрезмерную крутизну и обхамили вальяжного, знающего себе цену Клавихо. Тот в долгу не остался. Шесть минут скандала должны были бы сделать рейтинг программе, в которой все остальное время было, пожалуй, слишком много неторопливых разговоров и претенциозного home-video для коммерческого прайм-таймового проекта.

Продюсеру Ивану Шаповалову было отведено значительно больше экранного времени, чем его подопечным. Шаповалов рассуждал о русской литературе и о чем-то еще, был вполне обаятелен, но чем больше он говорил, тем сильнее было ощущение его прохиндейства. Запустив очередной виток развития проекта, он снова доказал свою решимость выжать из этой истории все.

Впрочем, возможно, все совершенно иначе. Фигура Виталия Манского, режиссера, снимавшего Путина, Горбачева и еще бог знает кого, заставляет предположить, что Шаповалов, как и «Тату», наконец оказался в роли экспериментального животного. «Тату» в Поднебесной» больше похоже на исследовательский проект, чем на популярное шоу в прайм-тайм. И его итогом, скорее всего, станет не новый диск или новые имена, а хроника одной иллюзии.

Александр Колбовский
19.01.2004
Газета
Вернуться в раздел "Пресса"