English

Зачем "Тату" едут в Питер?

Время публикации: 18.12.2003
18 декабря в моем родном городе Санкт-Петербурге, в СКК "Петербургский", запланирован концерт группы "Тату". Сразу же после широко освещенных токийских гастролей, которые стали не просто крупнейшими, но похоже, что и единственными на сегодняшний день полноценными гастролями самой популярной в мире русской поп-группы. Насчет гастролей "Тату" среди русских журналистов существовали самые разные мнения.

Кто-то считал, что "Тату" не умеют петь, кто-то утверждал, что выступать им попросту невыгодно, кто-то ездил вместе с группой в Японию и рапортовал о полном провале гастролей, а кто-то тоже ездил с группой в Японию и писал о том, что гастроли вполне себе удались. Да, два пятидесятитысячных стадиона продать не удалось, но кто из русских артистов до сих пор умудрялся собирать хотя бы один раз 25 тысяч зрителей?

Ни для кого давно уже не секрет, что популярность группы "Тату" имеет медийную, а вовсе не музыкальную природу. Да, у группы "Тату" отличный музыкальный материал. Но этому материалу уже далеко не один год в англоязычном варианте, что говорить об альбоме на русском языке. Пик популярности "Тату" в России миновал три года назад. Теперь в России "Тату" воспринимают лишь как часть национальной идеи, этакий надежный международный раздражитель, вроде военных, которые марш-броском захватили аэропорт в Приштине. Именно поэтому "Тату" никогда не давали больших сольных концертов в пресыщенной, зажравшейся Москве – на них попросту никто не пойдет, видели уже, знаем.

Было понятно все: причины отказов от европейских гастролей (как объясняли искушенные в массовой культуре люди, от скандала, связанного в отменой концертов эффект гораздо больший, чем от собственно концертов), причины броска в Японию (важной частью поп-культуры которой является образ европейской девочки в школьной форме), причины запланированной экспансии в Латинскую Америку (о которой, несмотря на попытку Филиппа Киркорова, до сих пор мало что известно в России). Но совершенно непонятно, что заставило продюсера группы Ивана Шаповалова запланировать остановку в одном из самых меланхоличных городов России.

Важно понимать, что Иван Шаповалов – в некотором роде медийный гений. Даже, точнее говоря, гений-медиум. В том смысле, что Иван не планирует гениальные шаги – он их подсознательно чувствует и совершает по мере необходимости. Более везучего человека, нежели Шаповалов, трудно себе представить. Вся история сумасшедшего успеха "Тату" – это история удачи, а вовсе не спланированной и продуманной медиа-компании. Конечно, будь на месте Шаповалова любой другой российский продюсер (Пригожин, Шульгин, Матвиенко, Фадеев, Айзеншпис) – они бы не использовали и сотой части того случая, что использовал Иван. Его гений состоит именно в том, что случайности реализуются на все сто процентов, по-полной, без малейших упущений. Если Ваню на улице остановит пьяненький дежурный милиционер и потребует регистрацию, на следующий день весь мир будет писать только об этом. Не потому, что это был какой-то особенный милиционер. И не потому, что к Шаповалову приковано внимание всего мира. А потому что Иван так использует ситуацию.

С точки зрения любого здравомыслящего человека, большой концерт "Тату" в Питере – мероприятие совершенно бессмысленное. Оно провалится просто потому, что оно не может не провалиться – кому в России нужна группа "Тату"? Но тот факт, что дуэт едет в Питер заставляет самым пристальным образом следить за этим мероприятием. Потому что, несмотря на то, что произойдет в "Петербургском", несмотря на то, состоится концерт вообще или же он будет сорван – в любом случае Шаповалов сделает из этого медиа-событие, о котором напишут все газеты и упомянут все телеканалы.

Что это будет - не знаю. Что что-то будет обязательно.

Маша П.
Дни.ру | 18.12.2003
Вернуться в раздел "Пресса"